Facebook ВКонтакте Youtube

Туровый блог — 49: Аркона на фестивалях — 1

1. Швеция, Stockholm Slaughter

 

2. Германия, Dark Troll

 

3-4. Франция, Hellfest, Selestat

 

5. Бельгия, Graspop

 

6. Украина, Black sea metal festival

 

Фестивальный сезон Арконы начался в столице Швеции Стокгольме 27 апреля. Фестиваль Stockholm Slaughter проводится второй раз в клубе Fryshuset, и на этот раз была предыстория – хозяева клуба запретили выступать на своей площадке группам Marduk и Taake из-за обвинений некоторых членов группы в неонацизме. Самое время вспомнить популярную присказку «ни в одной стране мира…».

 

История развивалась долго и в конце концов разрешилась так: фестиваль сделал третий дополнительный день в другом стокгольмском клубе, название которого было опубликовано незадолго до даты, и там сыграли вышеупомянутые группы с 12:15 до 16:10.

 

30715252_1826204491007409_2969553913306415104_n

 

Такой получился воскресный утренник. У Taake были проблемы с активистами в ходе их последнего американского тура, а через неделю-другую после фестиваля был сорван концерт Marduk в Польше. История с продолжением.

 

Мария с Сергеем вылетели на день раньше, чтобы посмотреть живьем первый день и встретиться с друзьями из Thyrfing. Остальные мы летели в день концерта, и без каких бы то ни было проблем в 15:00 приехали в отель. До центра 4 километра, и под аккомпанемент мелкого дождя я познакомился с ландшафтами Стокгольма.

 

P1560812-792

P1560816-792

 

Пройдя через современную набережную и относительно новые строгие улицы, я вошел в старый город, где жила Астрид Линдгрен и летал Карлсон.

 

P1560824-792

P1560829-792

P1560830-792

P1560831-792

 

Немного в стороне от главной улицы я увидел смотровую площадку Gondolen, и, конечно, довольно скоро там оказался. Вход бесплатный, но и вид на стройки оказался не так чтобы ах.

 

P1560838-792

P1560855-792

P1560860-792

P1560867-792

 

Спустившись вниз, я прошел островной центр Гамла Стан вдоль и поперек и перешел на соседний остров, где Стокгольмский замок и памятник основателю Стокгольма Ярлу Биргеру, которого в свое время победил Александр Невский.

 

P1560893-792

P1560895-792

P1560905-792

P1560909-792

P1560916-792

 

Вид на замок и Гамла Стан лучше всего с высокого берега напротив.

 

P1560928-792

P1560949-792

P1560974-792

P1560979-792

P1560982-792

P1570041-792

P1570056-792

P1570058-792

P1570080-792

 

Время поджимало, и, погуляв еще немного, я вернулся в клуб через гостиницу. Пересменок всего полчаса, неторопливые финны Swallow the sun в своем темпе покинули сцену, рамы на барабанах не было, и треноги от стоек тесно переплетались. О комфорте пришлось забыть, но опыт не дал облажаться, и в новых песнях есть где перевести дух и достроить конфигурацию барабанов.

 

Концерт прошел на подъеме, что засвидетельствовали порядка 700 фэнов и Кристофер Йонссон из Therion с подругой Миной, пришедший после концерта к нам в гримерку. Были рады увидеться!

 

И спасибо, Stockholm Slaughter!

 

P1570089-792

 

Казалось, все фэны и группы жили в одном отеле в 200 метрах от клуба. Днем оттуда уезжали Septic Flesh, а на следующий день утром уехали и мы. Рейс туда и обратно был авиакомпании Scandinavian Airlines, прямой, и особых проблем с вещами и гитарами не припоминаю. Аэропорт Арланда в 45 километрах от Стокгольма, туда ходит поезд, и я вспомнил, что хотел по-быстрому смотаться на осмотр города еще в 2007 году, когда мы летели с Hieronymus Bosch в Гётеборг на запись в студии Энди Ла Рока (King Diamond). В итоге осмотра пришлось подождать 11 лет, но главное, дождался.

 

Второй фестиваль весны Dark Troll в Германии проводился в 9-й раз. Все билеты на него были проданы еще в январе, и, пусть вместимость немного больше 1000, сыграть на веранде замка на высоком холме как минимум интересно!

 

dark_froll

 

Дорога туда была долгой – мы летели в Берлин с пересадкой в Стамбуле. В аэропорте Тегель нас встретил знакомый Арконе водитель и повез 200 км до гостиницы. Пока ехали, стемнело, и по неосвещенной узкой дороге приехали сначала на фест. Гостиница в соседнем городке Lutherstadt Eisleben в 4 километрах отсюда, и мы попали туда около полуночи, очень уставшие.

 

Наутро я прошелся по городку. Земля Саксония расположена в восточной Германии, бывшей ГДР, городок так называется по имени родившегося здесь Мартина Лютера, основателя лютеранства, и в целом интересного здесь немного.

 

P1570272-792

P1570276-792

P1570296-792

P1570304-792

P1570311-792

P1570336-792

 

Фестиваль Dark Troll с историей, которую можно проследить на старых баннерах. Аркона здесь играла, по-моему, дважды, и оба раза группу встречал тот же водитель, не говорящий на всех языках мира, кроме немецкого. Утром мы отстроились, бочек было две, и на одной из них пластик был заклеен всеми сортами скотча. По отдирании выяснилось, там дырка, и Тригмик срабатывал нестабильно. С техника взяли обещание, что на концерт (это был третий день феста) он поставит бочку с целым пластиком.

 

P1570286-792

P1570288-792

P1570289-792

P1570290-792

 

Пообедав и отдохнув в гостинице, мы вернулись на площадку. Народ прибывал, и к нашему сету казалось, пришли все, кто мог ходить. Техник бочку поменял, но и на этом пластике была фанерка, прилепленная скотчем по периметру. Оторвав ее и не найдя за ней дырки, я приободрился, но не тут-то было! Пластиковые легкие колотушки из-за скотча стали прилипать к пластику, из-за чего Тригмик стал пропускать удары. В конце первой песни он и вовсе отключился, и между песнями я успел только выдернуть батарейку, а вставить не получилось. В такие минуты волосы на голове начинают шевелиться и седеть. Прибежавший из-за пульта Антон вставил батарейку, но пауза все равно требовалась, чтобы повернуть колотушки нелипкой стороной. Конечно, это было ненадолго, и в ходе нашего сета они сделали полный круг. В ходе концерта триггер выключался два раза навесным томом, как это ни смешно звучит. Установка с легкими барабанами, том от римшотов прыгал, как теннисный мячик, а повернуть вправо его не получалось, так как тогда он оказывался под правым крэшем на стойке, державшейся на честном слове. Чтобы поправить ее, надо было в паузе обойти барабанный подиум и какое-то время простоять в любимой позе начинающего музыканта «повернись куда-то передом, а к публике задом». Однако ко второй части программы все каким-то образом пришло в норму, и главные хиты прошли без сучка и задоринки. Спасибо, Dark Troll fest!

 

P1570349-792

 

Отчет с афишей по ссылке

 

Некоторые критики, носящиеся по интернету с шашкой наголо, не знают, что сила Арконы в концертах. Именно благодаря им группа имеет право на творческие эксперименты и музыкальную свободу, бОльшую, чем может себе позволить абсолютное большинство коллег по цеху. Подкрепленная сотнями концертов уверенность фэнов, что Аркона живьем отожжет всегда, дорогого стоит. Цитата из отчета выше: ARKONA, a truly tremendously energetic band to see live («Аркона, действительно энергичная группа живьем»). И вышеописанные проблемки досадны, но не влияют на итоговое впечатление от концертного действа.

 

Впрочем, продолжим.

 

Два феста из трех следующих имеют все возрастающий вес у фэнов. Это Graspop и Hellfest, давно ставшие гигант-фестами и по выделяемой квоте на билеты (по 150 тысяч каждый) оставившие далеко позади всем известный Wacken (80 тысяч), Summer Breeze (45 тысяч) и Brutal Assault (17 тысяч). Поскольку у многих ячейка памяти под названием фестиваль занята словом Wacken раз и навсегда, думаю, информация лишней не будет. Мир музыки меняется практически каждый год – кто-то дорастает до хэдлайнеров, кто-то желанный гость на фестах независимо от нового альбома, у кого-то он как раз вышел, а кто-то всплыл из небытия, и, как правило, в «золотом» составе. Но обо все по порядку.

 

Первый концерт жарких выходных был запланирован в городке Селеста в 40 километрах от Страсбура, столицы французской провинции Эльзас (Alsace). Немецкий Эльзас находится по ту сторону Рейна. Мы потратили весь день 20 июня, чтобы добраться до того же отеля-робота F1 недалеко от парижского аэропорта Шарль де Голль, что и три года назад, когда играли на Хеллфесте. Рано утром вернулись в аэропорт, и оттуда скоростным поездом перебрались в Страсбур, где нас встретил Антон с водителем, и было сделано вот такое фото.

 

35924553_10157567973364447_8200213365549694976_o

 

Заселившись в ту же гостиницу, что и четыре года назад, когда играли здесь на фестивале Rock your brain, и немного повспоминав тот концерт, и путь в Бельгию наутро, выдвинулись на саундчек. Аппарат на сцене только начали собирать, и сегодня я решил поставить одну бочку. Почищенные колотушки не прилипали, демпферное кольцо снял, стойки и барабаны крупные и выносливые компании Pearl – словом, все готово к вечернему бою.

 

Вечером пошел пройтись (конечно!), вспоминая, как ходил здесь с 7 до 8 утра осенним холодным утром в 2014-м, когда людей на улице не было, все закрыто и как-будто замерло до весны. Сегодня все было наоборот – лето, праздник музыки и день города, улицы заполнены людьми, наша сцена самая большая, помимо нее, я насчитал штук пять, включая простой ковролин, настеленный на брусчатку, где стоял репетиционный аппарат и немолодые мужчины играли что-то акустическое.

 

P1570697-792

P1570703-792

P1570710-792

P1570721-792

P1570727-792

P1570731-792

P1570736-792

P1570741-792

P1570754-792

P1570762-792

 

Когда мы собрались за сценой, на ней играли другие немолодые мужчины – австралийцы, игравшие мощный рок-н-ролл 1980-х. Барабанщик играл на комплектации, близкой к моей, пересменок прошел быстро, и мы приступили к большой программе – не три часа, как в Москве весной, но час двадцать. Концерт прошел гладко, без технических сбоев и неполадок, все песни и движения вспомнились вовремя и без паники, седеть сегодня не пришлось (и, честно говоря, приходится крайне редко!), и публика нас поддерживала до конца, несмотря на бесплатный вход – спасибо, Селеста!

 

P1570766-792

35882541_10157570005909447_7231711666369462272_o

 

Закончили мы около полуночи, но по домам никто из публики не пошел – все двинулись к другим сценам и пабам, французская сборная выиграла свой сегодняшний матч, и можно было спокойно отдыхать. Нам же предстоял после сбора и транспортировки стаффа подъем в 5 утра и неблизкий путь в 500 км до бельгийского поселка Дессел, в окрестностях которого проходит фестиваль Graspop. По пути мы сделали одну остановку на заправке и прибыли на место около 11 утра. Вторая сцена (главных сцен две, одна играет, другая настраивается) в огромном шатре находится довольно далеко от гримерок. Собрав установку, я с Вованом съездил в гримерку, но там, кроме шоколадных конфет и кока-колы. Играли сегодня относительно рано, с 14:45 до 15:35, поэтому еду решили отложить на после концерта. Ничего страшного, злее будем (шутка)!

 

P1570767-792

 

Игравшая перед нами английская группа Akercocke оказалась довольно унылой. Даже под конец сета, когда в ход пошли долбовые старые вещи, они звучали так, как будто их кто-то обидел. А открывала день здесь группа Galactic Empire в костюмах из Звездных войн и их действо выглядело комично. Закончив, как полагается, Имперским маршем, они дали друг другу за сценой пять и немедленно сняли шлемы, оказавшись людьми примерно нашего возраста – то есть, лет 30-40.

 

P1570769-792

 

Прямо перед нашим выходом на осмотр пришел Арьен Лукассен, глава Ayreon, завершавших сегодня день на нашей сцене. Я сказал ему «спасибо за музыку», так как в курсе практически всех альбомов, а альбомы, начиная с 2008-го года, считаю выдающимися по задумке, игре, пению и качеству звука – и, надо сказать, не я один!

 

Настало время начинать, пошло интро, Маша вышла на сцену, и вдруг во время Мантры из порталов пропал звук. Лазарь, уже одевший гитару, поправил ситуацию в сильную долю, и Шторм зазвучал, как ему положено – словно прорвав плотину. Адреналин в таких случаях зашкаливает, и внимание распространяется не только на музыку, движения, поведение, но и на публику, свет и общую обстановку. Все встало на рельсы, и наш бронепоезд бодро домчался до Стенки на стенку и Ярила, заслужив в конце овацию – спасибо, Graspop!

 

P1570788-792

 

Из стрима с концерта кто-то вытянул видео и залил на youtube. Обилие крупных планов и качество монтажа онлайн сделало картинку еще более выигрышной, чем она была. Посмотреть и получить представление можно здесь –

 

 

Теперь надо сложить стафф в автобус и можно идти в столовую. Оказалось, у нас должна быть автограф-сессия в 17:00, через час с небольшим после схода со сцены. Все вместе мы проследовали мимо столовой с соответствующими запахами в направлении стола с маркерами, но оказалось, все сместилось на полтора часа. И настало время пищевого вознаграждения!

 

P1570795-792

P1570797-792

 

Расписавшись и сфотавшись со всеми желающими, около 9 вечера выехали в сторону города Руан, находящегося ровно на полпути. 430 км закончились в 2:30 утра, и на 9 был назначен выезд.

 

Руан, как удалось понять из карты – город а) старый и б) на реке. Все остальное уступило место необходимости ехать дальше, поэтому в другой раз. Еще 400 с чем-то км, и вот мы уже толкаемся на узких подъездах к бэкстейджу Hellfest.

 

Здесь снова жарко, как в Селесте, под 30, а в Бельгии было 12-13 градусов тепла. Одними из первых встреченных на фесте людей оказываются Хавок, в составе техбригады Dimmu Borgir идущий знакомиться со сценой, и звукач Nile и Carach Angren Алекси Кейто с Джорджем Коллиасом, оба греки. Алекси рулил вчера Carach Angren сразу после нас, и мы были вдохновлены поднимающимися подиумами и удлиннением бочек с цепями. Недавно они ездили по США и Канаде, и, скорее всего, отправляли весь свой тяжеленный аппарат в контейнере. Самолетом такое везти нужен отдельный бюджет.

 

P1570792-792

 

Akercocke, Watain, L7 и некоторые другие группы, игравшие вчера на Graspop, переехали сюда вместе с нами. Была также обратная миграция.

 

Hellfest Маргарита Стефанкова

 

Панорама фестиваля от Маргариты Стефанковой — слева направо две главные сцены, далее сцены Altar, Temple и Valley, причем Altar и Temple находятся под углами, близкими к прямым, как к главным сценам, так и сцене Valley. Издержки съемки «рыбьим глазом», зато красиво.

 

За сценой Temple мы были за три часа до нашего сета. Гримерка пуста, позавтракали в баре рядом, а поужинать решили после концерта.

 

Сегодня перед нами выступали сразу две труднопереносимые музыкально группы – Oranssie Pazuzu, музыка которых представляла собой бесконечный кошмар и ужас, усиленный отражением от купола шатра и Heilung, бившие в олдскульные барабаны и имевшие наготове небольшой отряд с копьями.

 

P1570802-792

 

Своеобразный обрядовый танец-маскарад имел большой успех у почтеннейшей публики, и мы уже начали в шутку говорить, что играть на обычных инструментах и петь песни с ярко выраженной мелодией стало немодно – но тут настала наша очередь производить впечатление.

 

На этот раз что-то случилось с подложкой во второй половине песни Шторм. Ее удалось быстро выключить, и мы доиграли, не разъехавшись. Дальше все пошло по плану, если не считать, что я обсчитался на четверть в сложном месте песни Целуя Жизнь, но быстро поправился – ошибиться, пусть крайне редко, может любой, а вот встать обратно – это искусство. И это тоже не только мое мнение.

 

Прием был великолепный – спасибо, Hellfest!

 

P1570809-792

P1570813-792

IMG_20180623_195953-792

 

Вот драмкам последней песни, снятый исключительно ради овации и триумфа музыки в конце.

 

 

В шатер Temple поместилось тысяч пять, и прилично людей смотрели концерт по телевизору снаружи. Многие фэны не уходили на время саундчека, чтобы потом оказаться у сцены, и тем, кто рассчитывал прийти в полупустой зал, дабы вежливо кинуть пару коз и идти дальше, пришлось делать это на расстоянии метров 500 от сцены.

 

Надо сказать, биток был далеко не на всех группах нашей сцены – так, на Enslaved собралось, на глаз, две трети от нашей аудитории, а сет Watain и вовсе казался провальным. На соседней сцене Altar предсказуемо много людей собралось на Children of Bodom, игравших примерно в то же время и месте, что и мы три года назад. Также сходил посмотреть на хардкорную шизофрению Майка Паттона с Дейвом Ломбардо под названием Dead Cross.

 

P1570827-792

P1570828-792

P1570831-792

P1570833-792

P1570837-792

P1570838-792

P1570841-792

P1570851-792

 

На большую сцену взглянул мельком – там как раз закончили Deftones, и начали Limp Bizkit (к слову о «всплывании из небытия в золотом составе»).

 

P1570823-792

P1570869-792

 

Сюрпризов для тех, кто хоть раз видел их живьем, не было, диджей работал вовсю, Фред гнал телеги, гитарист с барабанщиком и басисткой трудились тоже от души, но чтобы «ах» — такого не было. Тем интереснее было услышать наутро, когда ехали в Нант с другой группой – вот Limp Bizkit вчера был amazing (изумительный)! Даже если заложиться на комплиментарность, которая является простой формой вежливости в западной Европе, все равно с моей точки зрения, это был довольно обычный концерт – но здесь имя производит большее впечатление. Как тут не вспомнить фразу «короля играет свита»! Чем больше аудитория, для которой ты король, тем больше для кого-то amazing то, что ты делаешь. И наоборот – чем больше людей говорит «а король-то голый!», тем более голым становится даже одетый и даже король. К сожалению, есть серьезная мода на то, чтобы выкрикнуть эту фразу первым – но из чужих обломков себе дома не построить, и не стоит рассчитывать на долгосрочную карьеру, только разрушая. Право на работу надо заслужить квалификацией – это первый шаг, и дают ее люди – это второй. Если ты плюешь в этих людей, то, как ни играй, работы не получишь. По-моему, это как дважды два, но для некоторых такое понять сложно.

 

К концу нашего пребывания на Hellfest увидел Дарека из Dimmu Borgir, общавшегося с Шимоном, который объехал с нами все Балканы в феврале. Всегда рад с ним повидаться, как в туре Vesania + Mortem по России в 2006-м,

 

2006

 

в случайном разогреве Vesania в Москве,

 

2011

 

и, конечно, здесь.

 

P1570876-792

 

Он немного позавидовал, что мы давно отыграли — говорит, выходим только через час, не знаю, что делать — может, начать бухать?! Занавес. И его барабаны.

 

P1570820-792

 

Путь обратно получился тоже не близкий – Антон с Лазарем и водителем поехали обратно на Graspop работать с Tyr 900 км теперь без остановок на ночлег, а мы в 10:30 выехали из гостиницы, чтобы из Нанта поездом в 12 уехать в тот же аэропорт Париж Шарль де Голль, там провести пять часов и транзитом через Белград вернуться домой рано утром 25 июня. В принципе, еще близко живем, хе-хе.

 

И последний в этом отчете Black Sea Metal festival, Черноморск (бывший Ильичевск), Украина. Помимо приглашения от организатора, он делал запрос в СБУ, не возражают ли они. Они прислали письмо, и вместе с обратными билетами и загранпаспортами мы прилетели в Одессу из Жуковского транзитом через Минск. И Жуковский, и Одесса – аэропорты небольшие, с автобусами до трапа, в Минске туда и обратно мы провели по часу с небольшим, и компания Belavia претензий на сдачу гитар не предъявляла. Из аэропорта сразу в знакомый Metropolis, где 5 лет назад мы завершали тур с голосами Iron Maiden, оставляем вещи, и в гостиницу, как раз к началу матча Россия-Испания, который показывал канал Iнтер. В принципе, я был вполне удовлетворен ничьей в основное время, к залу мы доехали как раз к серии пенальти, и, разумеется, были в восторге, когда узнали исход. Такого успеха не было с 1966 года, когда еще сборная СССР заняла четвертое место. Но тогда и участников было меньше…

 

Для еще более полного душевного спокойствия нужно хорошо отыграть. Барабаны я собрал в гримерке заранее, потом их вынесли на небольшой подиум и быстро подзвучили. Программа идентична фестивалю в Селесте, здесь мы были хэдлайнерами третьего дня и достойно завершили праздник металла. Спасибо, Black Sea Metal festival!

 

InShot_20180702_185212201-792

 

Отметить выступление собрались орги и знакомые, некоторых из которых не видел довольно давно. С фэнами мы тоже поговорили, но ни слова о политике!

 

Утром в полном составе выдвинулись на море, встретили там Кристину, яркое солнце и теплую воду. Дальше по высокому берегу, застраиваемому гостиницами, прошелся по знакомым местам – четыре раза, с 2010-го по 2013-й, приезжал сюда с детьми, а концертов в период с 2005-го по 2013-й уместилось 8 здесь и 9 в Одессе, жемчужине у моря.

 

Пока предавался воспоминаниям, погода разразилась ливнем. Перебежками добрался до гостиницы, но потом снова распогодилось, и вылетали мы в чистое голубое небо.

 

В Минске оба раза было +12 и хмуро, низкие серые тучи, но трясло не сильно. И вот, не прошло и двух суток, как мы снова в Жуковском, откуда можно доехать на автобусе до метро Котельники, либо до платформы Отдых, и оттуда час на электричке до Казанского вокзала. Не аэроэкспресс, но можно и так.

 

Это была первая половина фестивалей, в сентябре напишу о второй. Спасибо за внимание!

 

Репортаж с предыдущего Hellfest здесь -

 

ТУРОВЫЙ БЛОГ — 16. HELLFEST И ВОЗДУХ КАРЕЛИИ

 

И видео -

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>